Термин «Право» для детей – это обычно свобода выбора решения.
Это многостороннее понятие включает и право ребенка на обучение и развитие в детском садике, право первоклассника в первом полугодии не иметь домашних заданий, иметь сокращенные («укороченные») уроки, право идти домой сразу после занятий, право (если необходимо) перехода в другой класс или другую школу.
Права ученика, к сожалению, иногда ущемляются – часто неосознанно, по невнимательности.
Бывает – по незнанию, которое не освобождает от ответственности.
Есть и более «жесткие» случаи нарушений прав ученика в школе – вплоть до обидных прозвищ типа «бездарь», а то и откровенного «рукоприкладства». К сожалению, правовая культура населения не позволяет решать многие проблемы в школе в правовом поле. Иногда приходят возмущенные родители в школу и устраивают «разборку» с молодой учительницей.
В школах учитель может иметь серьезные неприятности, если после удаления ученика с уроков последний попадёт в какое-то неприятное происшествие – налицо было нарушение права ученика на получение образования. Права могут нарушать и в школе. Например, если не обеспечит должную охрану и в школу попадут «всякие типы». Или накормят в буфете учеников несвежей пищей. Или, в туалете, извините, гадко.
Сложно регулировать права ребёнка и в семье. Каждая семья – потемки. Отсюда и насилие в семье. Над ребенком. Иногда и ребенка над остальными членами семьи, особенно, если недоросль воспитывается в неполной семье.
Права и свободы любого человека тесно взаимосвязаны, имеют границы. «Излишества» - вредны в любом направлении.
В последнее время в некоторых городах появление детей на улицах без сопровождения взрослых после 10-11 вечера – запрещено. Можно по-разному к этому относиться, трактовать с различных позиций, но аналогичные нормы есть во многих странах, во многих - более жесткие. Например, в США нельзя оставлять ребёнка одного в доме. Грозит крупным штрафом.
Часто в конфликтах детей с учителями или родителями виноваты дети, не имеющие никакого понятия о компромиссах. «Одновариантные».
Некоторые родители и даже учителя могут не знать основ педагогики, возрастной психологии. Плохо работают и некоторые психологи в школах. Не занимаются мониторингом. Например, наркомании. Ограничиваются стандартными лекциями-беседами. Учителя перестали посещать учеников. Часто – по вполне понятным причинам. Чтобы не напороться, например, на грубость и унижение, а то и на рукоприкладство пьяного родителя. Но есть телефоны. Пусть государство оплачивает учителям не только литературу и проверку тетрадей, но и телефонные разговоры с родителями. Пусть родители знают каждый вечер, как прошел день у его любимого чада.
Многие права учащихся закреплены в законах и нормативных актах. Многое – в традициях и правилах общежития народа, социума.
Общая задача школы, семьи, государства, общественности – улучшать, исполнять и обеспечивать исполнение этих законов. Норм поведения. Соблюдать и наблюдать за их выполнением. Совершенствовать их. Искоренять всякие проявления нарушения прав ребенка – родителями, учениками и учителями. |