Оптимальное развитие детей – жизненно важно для общества, поэтому важно понять социальные, познавательные, эмоциональные особенности развития детей. Вехи развития ребенка, возрастные периоды (этапы), часто связываются с возрастным диапазоном, в течение которого поведение или физическая характеристика ребенка качественно отличается от поведения в предыдущем периоде.
Возраст сам по себе не может привести к развитию. Основные механизмы, причины развития – в изменениях генетических факторов и факторов окружающей среды (или, как говорят, экологии развития). Генетические факторы ответственны за клеточные изменения – общий рост, изменения в пропорции тела и мозга, созревание, диетические потребности. Гены могут быть «выключены» или «включены», генотип человека может изменяться по времени, что приводит к дальнейшим изменениям.
Некоторые аспекты развития ребенка отличаются степенью ориентации на факторы окружающей среды. Как и генетическими особенностями. Например, считают, что развитие аллергических реакций вызывается воздействием определенных факторов окружающей среды на относительно ранней стадии жизни, а защищенность в этом возрасте уменьшает вероятность их последующих воздействий на организм ребенка. Аналогично и с инфекциями.
Одним из видов экологического развития является опыт трехмерного изображения, хотя два глаза ребенка воспринимают объект независимо (это восприятие обычно начинается со второй половины первого года жизни).
Необходимо в развитии ребенка определить возможные задержки развития. Предупреждение и раннее корректирующее вмешательство при задержке развития – важно для родителя, общества. Задержка может быть разного типа, с различными причинами (не обязательно умственная), например, отсутствие координации «глаза-руки» (способности ребенка манипулировать объектами двумя руками согласованно).
Развитие ребенка – не простой вопрос с однозначным ответом. Например, если рассматривать физический рост, то физический рост и накопление веса происходит в течение 15-20 лет после рождения, и здесь можно наблюдать отдельные отклонения по весу в 3-5 кг и росту в 40-50 см (по отношению к средним по возрасту показателям).
Скорость физического роста высока в первые месяцы после рождения, а затем замедляется. Масса тела при рождении увеличивается в 2 раза в первые 4 месяца, но затем, – намного медленнее. Рост также не бывает равномерным для всех частей тела. При рождении, размер головы уже сравнительно недалек от размера головы взрослого, но нижние части тела намного меньше, чем взрослого. Затем голова растет сравнительно медленно, а туловище и конечности - быстро.
Генетические факторы играют важную роль в определении темпов роста. Но они могут привести к максимальному росту только тогда, когда условия окружающей среды являются адекватными. Плохое питание, частые травмы, болезни могут уменьшить развитие ребенка, помешать наследственным возможностям (которые определяют, например, вес и рост) «сработать в полную меру», а также повлиять на репродуктивные возможности.
Важно обращать внимание на моторику. Нетипичное развитие моторики может свидетельствовать о задержках развития, связанных с серьезными болезнями.
Спорт может помочь ребенку во многих отношениях в балансе, мышечном контроле, координации. Уметь держать тело, красиво двигаться, быстро реагировать, балансировать, знать и уметь «что, когда и зачем» делать мышцами – все это развиваемо спортом. Это может помочь детям в реальной жизни.